Страничка тренера Фисун Л.В.

 

 

ЭСТАФЕТА С ЭЛЕМЕНТАМИ ВОЛЕЙБОЛА

 

                                                          * Педагогическая задача. Обучение технике передачи

                                                     и приему мяча. Развитие ловкости, внимания, быстроты.

                                                        * Подготовка. Играющие  делятся  на  две  равные

                                                         команды и выстраиваются каждая в колонну по два

                                                        игрока — одна команда параллельно другой на

                                                        расстоянии   3-4 м друг от друга. Перед колоннами  

                                                       проводится  стартовая черта. На расстоянии 10-15м

                                                       от стартовой  черты напротив каждой команды     

                                                       ставятся стойки или другие предметы  (булавы, кегли,

                                                      набивные мячи,  флажки  на древках и т.п.). Парам,     

                                                      стоящим впереди  колон, дается по волейбольному мячу.

Ход игры. По команде руководителя первые пары бегут вперед, передавая мяч друг другу по воздуху, отбивая мяч двумя руками сверху,  снизу, до своей стойки, заходят за нее и возвращаются обратно, продолжая передавать мяч друг другу,  добежав до начальной стартовой черты, они отбивают мяч (передают) следующей очередной паре в колонне, которая выполняет то же, что и первая. Вернувшиеся пары становятся в конец своих колонн.  Игра продолжается до тех пор, пока все пары не примут участия в пробежке с передачей волейбольного мяча.

  • Выигрывает команда, набравшая больше очков. Итоги подводятся по правилам игр-эстафет.
  • Правила.
  1. Во время перебежки мяч можно только отбивать (как в волейболе), а не перебрасывать.
  2. Если мяч во время передачи упал, игрок, уронивший мяч, должен поднять его и продолжать игру дальше.
  3. Передавать мяч следующей паре можно только тогда, когда игроки добегут до начальной черты или до установленного места.
  4. За ошибки засчитываются штрафные очки.

 

Вариант « ВСТРЕЧНАЯ ПАССОВКА НАД СЕТКОЙ»

Играющие делятся на две равные команды и выстраиваются в колонну по одному, разделившись, в свою очередь пополам, размещаются на двух сторонах                   волейбольной площадки (одна половина команды против другой, как во встречной эстафете). Между ними – волейбольная сетка. Впередистоящим игрокам половины команды дается по волейбольному мячу. По сигналу игроки с мячом подбрасывают его и отбивают впереди стоящим игрокам во второй половине своей команды так, чтобы он пролетел над сеткой, а сами  становятся в конец своей колонны. Игроки, стоящие впереди второй половины колонны, отбивают мяч  обратно над сеткой в первую половину своей колонны и отходят назад в конец своей колонны. Таким образом, каждый раз, отбивает мяч новый игрок, стоящий впереди своей половины колонны. Игра заканчивается, когда все играющие отобьют мяч через сетку и мяч окажется опять в руках начинающего. Можно провести игру 2-3 раза  подряд (по договоренности).

* Выигрывает команда, сумевшая выполнить задание быстрее и правильнее.  

 

ПО НАЗЕМНОЙ МИШЕНИ.

                                                                          Педагогическая задача: Развитие ловкости,

                                                                        быстроты реакции.

                                                                         Подготовка. На каждой стороне волейболь –

                                                                        ной площадки у линии нападения чертят по два

                                                                       круга диаметром 1,5м. Две команды располага-

                                                                      ются с разных сторон от сетки. У игроков 

                                                                      одной команды в правой (или левой)  руке —  

                                                                     теннисный мяч.

 Ход игры. По  сигналу два игрока от каждой команды одновременно устремляются к сетке.  Игрок с мячом прыгает как можно выше и акцентированным движением кисти посылает мяч в один из кругов на стороне противника. Игрок за сеткой, ставя блок, старается помешать ему. За попадание в любой круг нападающий получает два очка, а если он обошел блок, но промахнулся (мяч приземлился в пределах площадки), – одно очко.

Побеждает команда, набравшая больше очков. Игра идет по правилам волейбола.

 

 

ПЕРЕСТРЕЛБОЛ.

 

                                                            Педагогическая задача. Закрепление техники

                                                           передачи и приема мяча. Развитие  ловкости

                         и  быстроты реакции.

 

                                                               Подготовка.  Игроки располагаются с двух сторон

                                                             от сетки (как в волейболе). В команде 6-8 человек.

 

Ход игры. Игра начинается с подачи одной из команд. Другая команда принимает мяч

и  разыгрывает его по всем правилам волейбола, переправляя третьим ударом на сторону противников, которые стараются принять мяч и также разыграть его. Игрок

допустивший техническую ошибку, отправляет на противоположную сторону за линию плена  команда теряет подачу. Игра возобновляется. Пленный в ходе игры (не выходя 

в поле) старается перехватить мяч и выполнить (без помех со стороны противника подачу на свою площадку. Игроки его команды любым ударом (из 3) направляет мяч               обратно. При удачном завершении ими атаки пленный возвращается к своим

партнерам, а в случае ошибки – за линию плена идет второй игрок.

       В ходе игры участники атакующей команды могут умышленно посылать мяч своим партнерам, находящимся в плену.

      Игра длиться 10-15 мин. За это время одна из команд может лишиться всех своих игроков (попадают в плен). Итоги так же  подводятся по  числу игроков, оставшихся в поле.

Побеждает команда, у которой будет больше  пленных игроков.

Правило. Игра идет по волейбольным правилам. Для упрощения игры (при её освоении)

можно договориться, что, если пленный поймал мяч с воздуха, а не от земли или от стены, он опять вступает в игру. Оговариваются также и другие  моменты игры.     

 

 

 

 

ЛАПТА ВОЛЕЙБОЛИСТОВ.

 

                                                 Педагогическая задача. Закрепление техники

                         передач. Развитие быстроты.

                                                   Подготовка. Игра проводится на волейбольной

                                               площадке. Одна команда (подающая) с мячом

                                          выстраивается за лицевой линией, а другая

                                                        (принимающая) занимает  половину площадки за сеткой на другой стороне.

Ход игры. По сигналу один из подающей команды  посылает мяч (как в волейболе) на половину другой команды и после этого бежит по кругу (против часовой стрелки )вокруг волейбольной площадки. Приняв мяч, команда за сеткой старается сделать как можно больше передач между игроками своей команды. Счет передачам, осуществляемым сверху и снизу, идет до тех пор, пока игрок команды соперника не закончит перебежку и не окажется на прежнем месте.

   После этого подачу мяча, а затем и перебежку проводит второй игрок, затем третий и т.д. Когда последний игрок подающей команды обежит площадку, первая половина игры заканчивается.

   Подсчитывается общее число передач, сделанных принимающей командой за шесть перебежек. Команды меняются местами на площадке, и игра повторяется.

Выигрывает  команда, чьи игроки сумели набрать во время игры больше передач

Правила.

  1. Принимающие мяч должны делать передачи не между двумя-тремя игроками ,а всеми участниками команды, которые обычно располагаются по кругу (в любой очередности).
  2. Мяч, упавший на землю, надо поднять и продолжать передачи.
  3. Если игрок не сумел подать мяч через сетку, ему дается право второй подачи. Если она также неудачна, то он лишается перебежки и уступает место следующему номеру команды.

                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОЛЕЙБОЛ С ВЫБЫВАНИЕМ.

 

                                                                    Педагогическая задача. Закрепление техники

                                                                    передач и приема мяча. Развитие ловкости и

                                                                   быстроты реакции.

                                                                   Подготовка. Две команды по 6-8 человек

                                                                   располагаются произвольно, каждая на своей

                                                                  половине волейбольной площадки.

 Ход игры. По сигналу начинается игра в волейбол.                                                                  Когда судья  фиксирует в одной из команд третью по счету ошибку, игрок, допустивший её, выбывает. Команда, оставшаяся в меньшинстве, подает мяч на сторону противника, возобновляя игру. Если в ходе игры команда ошибается (шестое по счету нарушение), то лишается еще одного игрока и т.д. Когда  обе стороны понесли «потери», игра продолжается, но команда, совершившая очередную, третью ошибку, решает (исходя из тактических соображений), удалять ли с поля своего очередного игрока или остаться в прежнем составе, но разрешить вернуться на площадку игроку противоположной команды (это правило при желании можно исключить).

Встреча состоит из 3-5 партий. Партия заканчивается ,когда последний игрок одной из команд покинет площадку. Можно ограничить партии временем (12-15 минут).

 

Победитель определяется в каждой команде по большему числу оставшихся игроков.

 

Правила.

  1. Ошибки фиксируются по волейбольным правилам.
  2. После выхода участника из игры подает команда, допустившая ошибку.
  3. участники возвращаются в игру в таком порядке, в каком выбывали (первый выбывший , затем второй и т.д.)
  4. Игроки в командах подают по очереди, перемещаясь по площадке по часовой стрелке (как в волейболе).

 

 

Упражнения для совершенствования подач.

Упражнения этого раздела направлены на то,  чтобы правильно научить занимающихся пользоваться одним из основных технических приёмов, которым является подача.

Занимающиеся, учитывая свои технические возможности должны правильно  строить тактические действия. Они должны уметь определить , какой способ подачи наиболее целесообразен в данный момент, на какую часть площадки следует подавать, чтобы затруднить приём подачи. Подача, правильно выполненная тактически, лишает команду противника возмож-ности действовать активно в нападении, что, несомненно, в дальнейшем облегчает действия защитникам.

1.Подачи в зону нападения. Подачи рекомендуется направлять в зону 2 и 4 до линии нападения, так как при обычной расстановке игроки передней линии располагаются за линией нападения, и мяч, посланный в эту зону, очень трудно принять. Если игрок передней линии заранее становится в зону нападения для выполнения второй передачи, то подавать  надо именно на этого игрока. При выходе игрока задней линии для выполнения второй передачи надо подавать также на путь его выхода в зону нападения с целью заставить игрока принять мяч.

              2.Подачи к  лицевой линии. Трудность приёма таких подач заключается в том, что увеличивается расстояние между принимающим игроком и игроком, выполняющим  вторую передачу и находящимся в зоне нападения. Это, несомненно, отражается на точности  приёма подач.

              3.Чередование подач в зону нападения и к лицевой линии. Такая  тактика чередования подач нарушает обычное расположение игроков на приёме, не позволяет сосредоточиться принимающему игроку непосред-ственно на приёме. Большая эффективность достигается при неожиданной смене направления подач в зону нападения или к лицевой линии.

              4.Совершенствование нацеленных подач на определённого игрока

имеет следующую тактическую направленность:

подачи на игрока, слабо владеющего приёмом;

подачи на сильнейшего нападающего, чтобы затруднить его участие в нападении;

подачи на игрока, заранее готового к выполнению второй передачи;

подачи на игрока  задней линии, выходящего для выполнения второй передачи;

подачи на игрока, вошедшего в игру при замене.

5.Подачи между игроками. При этих подачах трудно определить,

кто из игроков должен принимать мяч. Наибольший эффект достигают подачи, направленные между игроками зон 5-3, 3-6, 6-1, когда нападающий зоны 3 оттянут от сетки.

  1. Совершенствование нацеленных подач в определённые части зон площадки, наиболее сложные для приёма.

Подачи в зону 5 вдоль боковой линии. Наиболее уязвимой частью  этой зоны является площадь, ограниченная примерно 1 м от боковой линии и 1,5 м  от лицевой.

Подачи в зону 1 в угол площадки, ближе к боковой линии.

              7.Выполнение подач  в состоянии утомления. После выполнения  физических упражнений (например, после 10-30 отжиманий от пола, 10-30 серийных прыжков и тд.) произвести серию подач. Стараться выполнить всю серию без потерь.

Чередований сильных, нацеленных и планирующих подач  как отдельными игроками, так и всеми игроками команды.

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРИЁМА ПОДАЧ.

Для тактически грамотных действий при приёме подач игроку необходимо учитывать следующее:

а) знать  своё место расположения  при приёме подач конкретно в каждой расстановке в зависимости  от тактической направленности команды, своей технической подготовленности и от тактики подач противника;

б) в каждой расстановке в зависимости от тактики нападения своей команды заранее определять, куда нужно направить мяч после приёма.

Непосредственно при приёме подачи игрок должен выбрать способ приёма подач снизу. При этом учитывать степень своей подготовленности и трудность подачи. Совершенствовать тактику приёма подач необходимого во всех зонах, где игроку приходится принимать подачи.

  1. Прием подачи и направление мяча в определенную зону.                      Игроки располагаются в парах . Одни находятся на одной стороне площадки, другие -на противоположной. Игрок выполняет подачу на партнера, который должен направить мяч точно в определенную зону. Принимающий игрок располагается поочередно в различных зонах площадки. Зона, в которую принимающий должен направлять мяч, будет меняться в зависимости от его положения на площадке.

Способ приема снизу игрок выбирает сам в зависимости от сложности подачи.

Организация проведения этого упражнения может быть различной:

а) прием выполняется только с одной стороны площадки, после серии приемов (10-15) игроки меняются ролями;

б) игроки поочередно выполняют подачу и прием каждый на своей стороне площадки. В каждом из этих вариантов на площадке могут одновременно располагаться 4-6 пар игроков.

  1. Прием подач и направление мяча на передающего игрока.

Принимающие игроки располагаются в зонах 5,6,1, передающий – в зоне 2.Подача выполняется на игроков зон 5,6,1, которые должны направить мяч после приема точно игроку зоны 2. в этом упражнении от игроков зоны 5,6,1, требуется более тонкая дифференциация приема подачи, так  они должны направить мяч не просто в зону , а точно передающему игроку. Способ приема подачи  игроки выбирают самостоятельно.

  1. То же что и предыдущее упражнение, но игрок зоны 2 не стоит в зоне, а выходит туда только после выполнения подачи. В данном упражнении действия принимающих игроков частично определены заранее, а более точное направление приема они определяют по действиям  выходя -щего игрока, т.е. в момент приема они должны видеть, куда именно вышел  этот игрок.
  2. Прием подач и направление мяча в зависимости от выхода игрока. Игроки, располагающиеся в зонах 5 и 1 , поочередно принимают подачу. Если подачу принимает игрок зоны 5, то игрок зоны 1 делает выход. Если же подача идет на игрока зоны 1 , то выходит игрок зоны 5. В данном упражнении  игроки не знают заранее , кто из них будет принимать подачу, а кто выходит для передачи , так как это зависит от направления подачи. Это упражнение подготавливает игроков  к умению направлять мяч  после прие -ма в ту или иную зону  при игре команды  с выходом игроков из зон , а не из-за игрока .Это упражнение воспитывает у игроков умение переключаться с одних  действий на другие : с приема на выход.
  3. Прием подач и направление мяча в зависимости от перемеще -ния игрока. Игроки располагаются в зонах 4,5,6,,1,один игрок находится в зоне нападения .

Игроки зон 4,5,6,1, принимают подачу. Игрок находящийся в зоне нападения , после подачи перемещается в любую ее часть. Принимающие игроки должны увидеть, куда переместился этот игрок, и точно направить ему мяч . действия принимающих усложнены тем, что они не знают , куда надо будет направить мяч после его приема.

6.Прием подач в своих коридорах.  Три – пять игроков располагаются в середине площадки в линию . с противоположной стороны чередуются подачи на переднюю и заднюю части площадки. Игроки, перемещаясь вперед и назад в своем  коридоре, принимают подачу.

Принимающие игроки  по движениям подающего должны предугадать,  на кого из них и в какую часть площадки  будет направлена подача. Умение принимающего игрока предугадать, куда будет направлена подача, дает ему возможность  своевременно переместиться и создать для себя более благоприятные условия в выборе способа приема мяча.

 

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ                  НАПАДАЮЩИХ УДАРОВ.

Нападающим ударом заканчивается большинство тактических комбинаций . Поэтому  индивидуальное мастерство в выполнении нападающего удара имеет особое значение .

Овладение тактикой нападающих ударов проходит в три этапа:

а) обучение и совершенствование тактики нападающих ударов без сопротивления ;

б) совершенствование тактики нападающих ударов с пассивным сопротивлением блокирующих;

в) совершенствование тактики нападающих ударов с активным сопротивлением блокирующих.

При выполнении упражнений тактическая задача может быть поставлена заранее или непосредственно в момент  выполнения нападающе -го удара. Например, в момент, когда игрок уже находится  в прыжке, тренер указывает зону ( звуковым или зрительным сигналом), в которую должен быть выполнен нападающий удар. Также может указываться способ или раз- новидность удара (прямой, боковой, по ходу, с переводом, обман).

Упражнения этого раздела  даются в каком либо одном варианте, когда удар выполняется из определенной зоны. Все эти упражнения необходимо выполнять во всех трех вариантах при ударах из каждой зоны  нападения (4-2-3). Это будет способствовать  расширению тактического кругозора нападающих.

  1. Выполнение нападающих ударов строго по заданию в определен ную зону. Игроки выполняют несколько серий нападающих ударов (не менее 10) с собственного набрасывания из зоны 4. Направление  ударов : поочередно в зоны 5,4,1. затем серии ударов выполняются  из зоны 2 в зоны 1,2,5.                                                                                                                              Далее удары  выполняются из зоны  3 в направлении зон 1,5,4,2.           Это же упражнение можно выполнять с различных по высоте, скорости, направлению передач партнера.

Выполняя эти упражнения, игрок приобретает навык выполнения удара  в строго определенные зоны  с любых передач.

  1. Нападающие удары по цели. На площадке раскладываются

круги ( диаметром 0,5-1 м) разного цвета  ( красный, синий, зеленый  ит.д.)

Каждый игрок выполняет удар из любой зоны в круг только заданного ему цвета. Задание в данном упражнении может изменяться. Например, меняется расположение кругов на площадке, игрок получает задание направлять удары поочерёдно в круги двух разных цветов.

Методически это упражнение можно усложнять следующим образом:

а) игрок заранее не знает, в круг какого цвета он должен выполнить удар,  а получает это задание только в момент прыжка;

б)игрок имеет задание направлять удары в круг  определённого цвета, но иногда в момент прыжка он получает сигнал выполнить удар в круг другого цвета.

3.Выполнение ударов с внезапным изменением их направления в зависимости от действий игроков на стороне противника.

Игроки выполняют удары из зон 4, 2,3. На задней линии противоположной стороны площадки располагается игрок, который в момент передачи на удар перемещается в любую зону. Нападающий должен направить удар в противоположную сторону от перемещающегося игрока.

4.То же, что и предыдущее упражнение, но на задней линии в зонах 1,6,5 располагаются 3 игрока, которые в момент выполнения передачи на удар меняются местами. Каждый нападающий имеет задание направлять удар в определённого игрока. После 10-15 ударов в одного игрока нападающий получает задание направлять мяч в другого защитника принимающего удар.

Т.о. у нападающих воспитывается способность оценивать игровую ситуацию на стороне противника.

Эту ситуацию нападающий должен оценивать в следующие моменты:

а) перед тем, как направить мяч предающему игроку, нападающий должен смотреть на сторону противника;

б) в момент разбега, определив направление передачи на удар, он должен ещё раз взглянуть на площадку противника;

в) непосредственно перед нанесением удара по мячу он также дол-жен видеть действия защитников.

Все это способствует развитию тактического мышления нападаю-щего в обстановке, приближённой к игровой.

     5.Чередование различных по силе ударов в сочетании их с точ-ностью. Игроки чередуют сильные и тихие удары из зоны 2 (4,3) в зону 1.

6.То же, что и предыдущее упражнение, но игроки из зоны 2,3,4 выполняют удар в зону 1 только на силу, а получив определённый сигнал в момент разбега или прыжка, направляют мяч тихим ударом в зону 5.

Сигнал нападающему для выполнения тихого удара в зону 5 может быть различным:

а) звуковой сигнал тренера который называет зону « пять» ;

б) в зоне 5 находится защитник, который в момент прыжка или замаха на улар не остаётся в зоне 5 , а уходит в перёд на страховку, что и служит сигналом для нападающего. При этом варианте выполнения упражнения у нападающих развивается умение направлять мяч в ту зону, из которой ушёл защитник.

7.Сочетание нападающих ударов с обманами. Игрок собственного набрасывания выполняет удары, чередуя их с обманами.

8.То же упражнение, но с обозначением блока. Игроки распола-гаются в парах следующим образом: один с мячом на линии нападения, другой у сетки на противоположной стороне площадки. Игрок с мячом разбегается и в зависимости от действий блокирующего выполняет удар или обман. Если второй игрок обозначает блок, то нападающий выполняет удар. Этим развивается у нападающих способность оценивать действия блоки-рующих  и в зависимости от них принимать то или иное решение.

  1. Нападающий удар против зонного блока. Игроки выполняют удар из зоны 4. На противополож6ной стороне площадки игроки зон 3,2 ставят зонный блок, закрывая зону 6. Нападающий должен выполнить удар в зону 1 или 4. В этом упражнении тактические действия нападающего опреде-ляются заранее, тем что обуславливаются зона, закрытая блоком, и зоны, куда он должен направить удар. Это же упражнение может выполняться при ударе из зон 2,3 при блоке, закрывающем поочерёдно разные, заранее определённые зоны.

10.То же что и предыдущее упражнение, но нападающий не знает, какая зона будет закрыта блоком. Нападающий получит задание провести удар мимо блока в любую зону. Т.о. у нападающего вырабатывает-ся умение быстро оценивать действия блокирующих и выполнять удары мимо блока.

              11.Нападающий удар против группового блока в зависимости от действий защитника. Игроки выполняют удар из зоны 3 со второй передачи партнёра против тройного блока. На задней линии в зоне 6 противоположной стороны площадки находится защитник. Если он пошёл в перёд на страховку, то нападающий выполняет вытянутой рукой кистевой удар поверх блока в зону 6 лицевой линии. Если же защитник остался на месте, то нападающий выполняет такой же удар в зоны 4 или 2. Тактически правильные действия нападающего зависят не только от действий блокирующих, но и от действий защитника.

  1. Нападающий удар с первой передачи или откидки в зависимости от действий блокирующих. Игроки с мячами располагаются в колонне по одному в зоне 3 на линии нападения, один игрок в зоне 2, так же на линии нападения. На противоположной стороне площадки в зоне 4 находится блокирующий. Из зоны 3 игроки выполняют передачу на удар в зону 2. Если блокирующий ставит блок, то игрок зоны 2 выполняет откидку, если же блока нет, то он производит удар.

Игрок зоны 2 должен быть нацелен на удар, а для этого ему необ-ходимо выходить лицом к сетке. Откидка может выполняться как лицом к сетке, так и боком.

Высота откидки и темп выполнения упражнения должны быть такими, чтобы блокирующий не успел вторично поставить блок на удар с откидки.

13.Нападающий удар с первой передачи, «обман» или откидка в зависимости от действий блокирующего и защитника. Игроки с мячами располагаются так же, как в предыдущем упражнении. Нападающий находится в зоне 4. На противоположной стороне площадки в зоне 2 -блокирующий и в зоне 1- защитник.

Начало упражнения аналогично предыдущему. Действия напада-ющего зоны 4 зависят как от действия блокирующего, так и от действий защитника. Если ему не ставится блок, то он выполняет силовой удар в зону 1, если же блок поставлен, то нападающий выполняет откидку игроку зоны 3 или в зависимости от действий защитника производит тихий удар в зону 1.

Это упражнение развивает у игроков способность видеть действия как блокирующих, так и игроков задней линии.

Воспитание морально-волевых качеств   волейболистов.

Воспитание различных волевых проявлений личности школьников – трудоемкий процесс, который должен постоянно осуществляться на уроках физической культуры, на удлиненных переменах, во время внеклассной и самостоятельной деятельности учащихся. Волевые качества постепенно снижают свой уровень, и их воспитание перестает давать нужный эффект, если это делать нерегулярно. Для успешного воспитания  воли учителю физической культуры нужно постоянно изучать своих учеников, подбирая для них индивидуальные занятия. постепенно нужно сформировать способность к мобилизации своих возможностей, основанной на знании своей личности, своих слабых и сильных сторон.

 

  1. I. НРАВСТВЕННОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ СПОРТСМЕНОВ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ.

Наши учащиеся должны знать, что успехи в спорте, учебе, труде во многом зависят от их высоких моральных и волевых качеств. Это они лежат в основе трудолюбия, умения преодолевать трудности, стремления к победе. Поведение человека в коллективе, на работе, в учебном заведении, на тренировках, мотивы его действий и поступков, отношение к товарищам и многое другое определяются моральными качествами. В особых случаях, например в ответственном состязании, именно высокие моральные качества создают то сильное побуждение достичь победы, чтобы прославить свою Родину, коллектив. Тогда-то и проявляются скрытые силы человека, и  он может сделать то, на что не способен в обычных условиях. У спортсменов это находит яркое отражение  в достижении ими выдающихся спортивных успехов, в большом чувстве долга и ответственности перед Родиной. Как мы знаем, советские спортсмены на олимпийских играх и на многих других международных состязаниях достигали высоких результатов.

Не нужно забывать говорить своим ученикам о том, что достижение высокого спортивного мастерства зависит только от тех, от кого, насколько сильным будет их желание добиться намеченных результатов. Надо им объяснять, что  высокие моральные качества  делают их  интерес к спорту более устойчивым, занятия целенаправленными, а процесс тренировки более эффективным. Для того чтобы отлично подготовиться к соревнованиям  успешно выступить в них, нужны целеустремленность, настойчивость, упорство, умение переносить трудности.

Причины, заставляющие  упорно заниматься спортом, часто связаны не только со стремлением к высоким спортивным успехам, но и с желанием прославить свой  коллектив, город, республику.

Иные просто испытывают радость от выполнения физических упражнений, от непередаваемого ощущения жизненной силы. Другие занимаются для здоровья, активного отдыха, но безусловно, главной целью остаётся достижение возможно большего успеха в спорте. Очень важно чтобы мы ставили такую цель перед своими учениками.

Возможно, мы это сделаем не сразу, а подведем их постепенно, ставя на первых порах легко достижимые цели, но, приучив мечтать и стремится большему.

При этом наши ученики должны понять, что занятие спортом, достижение не их личное дело, а весомый вклад в общее дело развития российского спорта.

В человеке должно гармонично сочетаться духовное богатство, моральная чистота и физическое совершенство. Это та основа которая обеспечивает успехи в учебе и труде, сохраняет в течении многих лет большую работоспособность и здоровье. И таких примеров в спорте немало. Это примеры из жизни известных спортсменов:

В.Харламова, В. Брумеля, Александра Канаки, Ольга Сорбут, Л. Сметанина и другие. Но всегда это результат большого труда, напряженной тренировки, строго режима, фанатичной преданности любимому виду спорта.

Пусть учащиеся проникнуться мыслью, что труд – необходимость, что «дорогу осилит идущий», что цель – мечта, но путь  к ней – реальность.

Молодые спортсмены должны знать, что тяжелее всего бывает вначале, а потом трудности станут привычными. Они почувствуют, как закаляется характер, наливается силой тело. Это еще больше укрепит их любовь к избранному виду спорта, усилит решимость  идти по трудному, по удивительно радостному пути к большим спортивным успехам.

Нравственное воспитание уже в начале спортивной деятельности позволяет заложить прочные основы нравственных проявлений личности, предотвращающие возможные срывы в поведении взрослого человека. При недостаточном внимании к вопросам морального воспитания в детским и юношеском возрасте занятия спортом могут способствовать развитию отрицательных нравственных черт (эгоизм, зазнайство, самомнение т др.)

У спортсменов с детства важно воспитывать любовь и уважение к спорту, чувство спортивной чести, стремление к совершенствованию мастерства не из – за наград или материального поощрения. У юных спортсменов младшего возраста преобладают опосредованные мотивы занятий спортом – быть сильным, здоровым, ловким. С возрастом эти мотивы отходят на второй план, на первый план выходят непосредственные мотивы спортивной деятельности – улучшить свои результаты, выполнить спортивный разряд, стать мастером спорта и т.д.

Одной из важных задач нравственного воспитания является формирование нравственного сознания, т.е. нравственных представлений, понятий, суждений, оценок Необходимо, чтобы юные спортсмены знали и глубоко понимали, что хорошо, что плохо, что нравственно и что безнравственно.

Наряду с формированием нравственного сознания в процессе воспитательной работы с юными большую роль играет воспитание у них нравственных чувств.

Нравственные чувства – это переживание своего отношения в действительности, к людям, к собственному поведению. Необходимо  создавать такие ситуации, которые вызывают эмоциональное отношение юных спортсменов к окружающей  действительности к своим соперникам, товарищам и т.д. Важной задачей является воспитание у юных спортсменов морально-  политических, гражданских чувств: патриотизма, интернационализма, коллективизма,  чувства спортивной чести, спортивного долга, ответственности перед Родиной, коллектива, командой. Немаловажной задачей нравственного воспитания является формирование нравственного опыта юных спортсменов, воспитание норм и привычек нравственного поведения. Опыт нравственного поведения создаётся в процессе спортивной тренировки, в условиях соревнований и общественно полезной работы юных спортсменов.

Учебно-тренировочный процесс  превращается  в средство нравственного воспитания в том случае, когда перед юными спортсменами ставятся общественно полезные цели и они стимулируются к достижению этих целей через постепенное и последовательное преодоление трудностей.

В стимулировании юных спортсменов к настойчивой, целеустремленной, активной и самостоятельной работе, к образцовому поведению на занятиях большое значение имеет положительный эмоциональный фон ( дружелюбная обстановка, товарищеские взаимоотношения в группе, соревновательные установки), поощрение коллективной и организационной работы, и т. д.

В период подготовки соревнования и участия в них открываются особенно широкие возможности для воспитания дисциплинированности, взаимопомощи, коллективизма, воспитание в духе спортивной этики.

Для создания дружных сплоченных коллективов в группах тренерами-преподавателями нашей школы организовывается различные общественно полезные мероприятия, устраиваются экскурсии и туристические походы по горам Кавказа, многодневные велопробеги по местам боевой и трудовой славы Кубани, спортивно-оздоровительные лагеря, спортивные состязания.

Для воспитания чувства ответственности перед коллективом каждый юный спортсмен у нас имеет хотя бы не большое поручение (проводит занятие с младшими, участвует в подготовке и проведении соревнований, выпускает спортивные бюллетени, изготовляет и ремонтирует спортивный инвентарь и т.п.)

В процессе нравственного воспитания в своей работе мы используем целый ряд  методов: методы убеждения ( разъяснения, совет, этическая беседа, диспут, личный пример и др.), методы поощрения ( одобрение, похвала, благодарность, награждение и др.). методы организации положительного нравственного опыта ( организация полезной деятельности, приучения, упражнения), методы наказания ( отстранение от тренировки, соревнований, замечания, выводы, разбор поступков в коллективе и др.) При выборе средств и методов нравственного воспитания обязательно учитываем особенности психики мальчиков и девочек разного возраста, их склонности и интересы.

Важными условиями успешной воспитательной работы являются хорошая организация занятий, высокая требовательность к учащимся, личный пример тренера. Тренеры -преподаватели интересуются не только спортивными достижениями  своих воспитанников , но и следят за их успеваемостью , поведением в семье и на улице. тесная связь тренера с семьей и  школой , знание условий жизни и труда, учебы своих воспитанников во многом отмечают воспитательную работу.

 

Практические советы по воспитанию моральных качеств.

Высокие моральные качества – результат воспитания, и прежде всего идейно – политического, когда, говоря словами писательницы Мариэтты Шагинян, « знания переходят в убеждения, без которого нет могучей душевной силы на борьбу и жертвы». Исходя из своего тренерского опыта,

хотим дать несколько советов:

  1. Читать центральные газеты, новые книги о физической культуре и спорте,     книги адресованные молодежи, статьи, вызвавшие

широкую дискуссию.

2.Наше влияние воспитанники должны ощущать не только на учебно-тренировачных занятиях и соревнованиях, но и в свободное от занятий время.

  1. Ведя беседу с учениками, интересоваться их состоянием после тренировки, настроением, успехами в учебе, отношениями в семье.
  2. Во время тренировочных занятий, когда есть пауза отдыха для одного спортсмена, или всей группы, рассказывать о технике сильнейших спортсменов, их методики тренировки, результатах соревнованиях и обязательно об их патриотизме, интернационализме, высоких моральных качествах.

© 2014 Разработка и продвижение сайтов: КомпАС

WordPress Lessons
Наверх