Страничка тренера Чухно Н.И.

 

Упражнения для совершенствования подач

Упражнения этого раздела направлены на то, чтобы правильно научить занимающихся пользоваться одним из основных технических приёмов, которым является подача.

Занимающиеся, учитывая свои технические возможности должны правильно строить тактические действия. Они должны уметь определить , какой способ подачи наиболее целесообразен в данный момент, на какую часть площадки следует подавать, чтобы затруднить приём подачи. Подача, правильно выполненная тактически, лишает команду противника возмож-ности действовать активно в нападении, что, несомненно, в дальнейшем облегчает действия защитникам.

1.Подачи в зону нападения. Подачи рекомендуется направлять в зону 2 и 4 до линии нападения, так как при обычной расстановке игроки передней линии располагаются за линией нападения, и мяч, посланный в эту зону, очень трудно принять. Если игрок передней линии заранее становится в зону нападения для выполнения второй передачи, то подавать надо именно на этого игрока. При выходе игрока задней линии для выполнения второй передачи надо подавать также на путь его выхода в зону нападения с целью заставить игрока принять мяч.

2.Подачи к лицевой линии. Трудность приёма таких подач заключается в том, что увеличивается расстояние между принимающим игроком и игроком, выполняющим вторую передачу и находящимся в зоне нападения. Это, несомненно, отражается на точности приёма подач.

3.Чередование подач в зону нападения и к лицевой линии. Такая тактика чередования подач нарушает обычное расположение игроков на приёме, не позволяет сосредоточиться принимающему игроку непосред-ственно на приёме. Большая эффективность достигается при неожиданной смене направления подач в зону нападения или к лицевой линии.

4.Совершенствование нацеленных подач на определённого игрока

имеет следующую тактическую направленность:

подачи на игрока, слабо владеющего приёмом;

подачи на сильнейшего нападающего, чтобы затруднить его участие в нападении;

подачи на игрока, заранее готового к выполнению второй передачи;

подачи на игрока задней линии, выходящего для выполнения второй передачи;

подачи на игрока, вошедшего в игру при замене.

5.Подачи между игроками. При этих подачах трудно определить,

кто из игроков должен принимать мяч. Наибольший эффект достигают подачи, направленные между игроками зон 5-3, 3-6, 6-1, когда нападающий зоны 3 оттянут от сетки.

6.Совершенствование нацеленных подач в определённые части зон площадки, наиболее сложные для приёма.

Подачи в зону 5 вдоль боковой линии. Наиболее уязвимой частью этой зоны является площадь, ограниченная примерно 1 м от боковой линии и 1,5 м от лицевой.

Подачи в зону 1 в угол площадки, ближе к боковой линии.

7.Выполнение подач в состоянии утомления. После выполнения физических упражнений (например, после 10-30 отжиманий от пола, 10-30 серийных прыжков и тд.) произвести серию подач. Стараться выполнить всю серию без потерь.

Чередований сильных, нацеленных и планирующих подач как отдельными игроками, так и всеми игроками команды.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРИЁМА ПОДАЧ.

Для тактически грамотных действий при приёме подач игроку необходимо учитывать следующее:

а) знать своё место расположения при приёме подач конкретно в каждой расстановке в зависимости от тактической направленности команды, своей технической подготовленности и от тактики подач противника;

б) в каждой расстановке в зависимости от тактики нападения своей команды заранее определять, куда нужно направить мяч после приёма.

Непосредственно при приёме подачи игрок должен выбрать способ приёма подач снизу. При этом учитывать степень своей подготовленности и трудность подачи. Совершенствовать тактику приёма подач необходимого во всех зонах, где игроку приходится принимать подачи.

1. Прием подачи и направление мяча в определенную зону. Игроки располагаются в парах . Одни находятся на одной стороне площадки, другие -на противоположной. Игрок выполняет подачу на партнера, который должен направить мяч точно в определенную зону. Принимающий игрок располагается поочередно в различных зонах площадки. Зона, в которую принимающий должен направлять мяч, будет меняться в зависимости от его положения на площадке.

Способ приема снизу игрок выбирает сам в зависимости от сложности подачи.

Организация проведения этого упражнения может быть различной:

а) прием выполняется только с одной стороны площадки, после серии приемов (10-15) игроки меняются ролями;

б) игроки поочередно выполняют подачу и прием каждый на своей стороне площадки. В каждом из этих вариантов на площадке могут одновременно располагаться 4-6 пар игроков.

2. Прием подач и направление мяча на передающего игрока.

Принимающие игроки располагаются в зонах 5,6,1, передающий – в зоне 2.Подача выполняется на игроков зон 5,6,1, которые должны направить мяч после приема точно игроку зоны 2. в этом упражнении от игроков зоны 5,6,1, требуется более тонкая дифференциация приема подачи, так они должны направить мяч не просто в зону , а точно передающему игроку. Способ приема подачи игроки выбирают самостоятельно.

3. То же что и предыдущее упражнение, но игрок зоны 2 не стоит в зоне, а выходит туда только после выполнения подачи. В данном упражнении действия принимающих игроков частично определены заранее, а более точное направление приема они определяют по действиям выходя -щего игрока, т.е. в момент приема они должны видеть, куда именно вышел этот игрок.

4. Прием подач и направление мяча в зависимости от выхода игрока. Игроки, располагающиеся в зонах 5 и 1 , поочередно принимают подачу. Если подачу принимает игрок зоны 5, то игрок зоны 1 делает выход. Если же подача идет на игрока зоны 1 , то выходит игрок зоны 5. В данном упражнении игроки не знают заранее , кто из них будет принимать подачу, а кто выходит для передачи , так как это зависит от направления подачи. Это упражнение подготавливает игроков к умению направлять мяч после прие -ма в ту или иную зону при игре команды с выходом игроков из зон , а не из-за игрока .Это упражнение воспитывает у игроков умение переключаться с одних действий на другие : с приема на выход.

5. Прием подач и направление мяча в зависимости от перемеще -ния игрока. Игроки располагаются в зонах 4,5,6,,1,один игрок находится в зоне нападения .

Игроки зон 4,5,6,1, принимают подачу. Игрок находящийся в зоне нападения , после подачи перемещается в любую ее часть. Принимающие игроки должны увидеть, куда переместился этот игрок, и точно направить ему мяч . действия принимающих усложнены тем, что они не знают , куда надо будет направить мяч после его приема.

6.Прием подач в своих коридорах. Три – пять игроков располагаются в середине площадки в линию . с противоположной стороны чередуются подачи на переднюю и заднюю части площадки. Игроки, перемещаясь вперед и назад в своем коридоре, принимают подачу.

Принимающие игроки по движениям подающего должны предугадать, на кого из них и в какую часть площадки будет направлена подача. Умение принимающего игрока предугадать, куда будет направлена подача, дает ему возможность своевременно переместиться и создать для себя более благоприятные условия в выборе способа приема мяча.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАПАДАЮЩИХ УДАРОВ.

Нападающим ударом заканчивается большинство тактических комбинаций . Поэтому индивидуальное мастерство в выполнении нападающего удара имеет особое значение .

Овладение тактикой нападающих ударов проходит в три этапа:

а) обучение и совершенствование тактики нападающих ударов без сопротивления ;

б) совершенствование тактики нападающих ударов с пассивным сопротивлением блокирующих;

в) совершенствование тактики нападающих ударов с активным сопротивлением блокирующих.

При выполнении упражнений тактическая задача может быть поставлена заранее или непосредственно в момент выполнения нападающе -го удара. Например, в момент, когда игрок уже находится в прыжке, тренер указывает зону ( звуковым или зрительным сигналом), в которую должен быть выполнен нападающий удар. Также может указываться способ или раз- новидность удара (прямой, боковой, по ходу, с переводом, обман).

Упражнения этого раздела даются в каком либо одном варианте, когда удар выполняется из определенной зоны. Все эти упражнения необходимо выполнять во всех трех вариантах при ударах из каждой зоны нападения (4-2-3). Это будет способствовать расширению тактического кругозора нападающих.

1. Выполнение нападающих ударов строго по заданию в определен ную зону. Игроки выполняют несколько серий нападающих ударов (не менее 10) с собственного набрасывания из зоны 4. Направление ударов : поочередно в зоны 5,4,1. затем серии ударов выполняются из зоны 2 в зоны 1,2,5. Далее удары выполняются из зоны 3 в направлении зон 1,5,4,2. Это же упражнение можно выполнять с различных по высоте, скорости, направлению передач партнера.

Выполняя эти упражнения, игрок приобретает навык выполнения удара в строго определенные зоны с любых передач.

2. Нападающие удары по цели. На площадке раскладываются

круги ( диаметром 0,5-1 м) разного цвета ( красный, синий, зеленый ит.д.)

Каждый игрок выполняет удар из любой зоны в круг только заданного ему цвета. Задание в данном упражнении может изменяться. Например, меняется расположение кругов на площадке, игрок получает задание направлять удары поочерёдно в круги двух разных цветов.

Методически это упражнение можно усложнять следующим образом:

а) игрок заранее не знает, в круг какого цвета он должен выполнить удар, а получает это задание только в момент прыжка;

б)игрок имеет задание направлять удары в круг определённого цвета, но иногда в момент прыжка он получает сигнал выполнить удар в круг другого цвета.

3.Выполнение ударов с внезапным изменением их направления в зависимости от действий игроков на стороне противника.

Игроки выполняют удары из зон 4, 2,3. На задней линии противоположной стороны площадки располагается игрок, который в момент передачи на удар перемещается в любую зону. Нападающий должен направить удар в противоположную сторону от перемещающегося игрока.

4.То же, что и предыдущее упражнение, но на задней линии в зонах 1,6,5 располагаются 3 игрока, которые в момент выполнения передачи на удар меняются местами. Каждый нападающий имеет задание направлять удар в определённого игрока. После 10-15 ударов в одного игрока нападающий получает задание направлять мяч в другого защитника принимающего удар.

Т.о. у нападающих воспитывается способность оценивать игровую ситуацию на стороне противника.

Эту ситуацию нападающий должен оценивать в следующие моменты:

а) перед тем, как направить мяч предающему игроку, нападающий должен смотреть на сторону противника;

б) в момент разбега, определив направление передачи на удар, он должен ещё раз взглянуть на площадку противника;

в) непосредственно перед нанесением удара по мячу он также дол-жен видеть действия защитников.

Все это способствует развитию тактического мышления нападаю-щего в обстановке, приближённой к игровой.

5.Чередование различных по силе ударов в сочетании их с точ-ностью. Игроки чередуют сильные и тихие удары из зоны 2 (4,3) в зону 1.

6.То же, что и предыдущее упражнение, но игроки из зоны 2,3,4 выполняют удар в зону 1 только на силу, а получив определённый сигнал в момент разбега или прыжка, направляют мяч тихим ударом в зону 5.

Сигнал нападающему для выполнения тихого удара в зону 5 может быть различным:

а) звуковой сигнал тренера который называет зону « пять» ;

б) в зоне 5 находится защитник, который в момент прыжка или замаха на улар не остаётся в зоне 5 , а уходит в перёд на страховку, что и служит сигналом для нападающего. При этом варианте выполнения упражнения у нападающих развивается умение направлять мяч в ту зону, из которой ушёл защитник.

7.Сочетание нападающих ударов с обманами. Игрок собственного набрасывания выполняет удары, чередуя их с обманами.

8.То же упражнение, но с обозначением блока. Игроки распола-гаются в парах следующим образом: один с мячом на линии нападения, другой у сетки на противоположной стороне площадки. Игрок с мячом разбегается и в зависимости от действий блокирующего выполняет удар или обман. Если второй игрок обозначает блок, то нападающий выполняет удар. Этим развивается у нападающих способность оценивать действия блоки-рующих и в зависимости от них принимать то или иное решение.

9. Нападающий удар против зонного блока. Игроки выполняют удар из зоны 4. На противополож6ной стороне площадки игроки зон 3,2 ставят зонный блок, закрывая зону 6. Нападающий должен выполнить удар в зону 1 или 4. В этом упражнении тактические действия нападающего опреде-ляются заранее, тем что обуславливаются зона, закрытая блоком, и зоны, куда он должен направить удар. Это же упражнение может выполняться при ударе из зон 2,3 при блоке, закрывающем поочерёдно разные, заранее определённые зоны.

10.То же что и предыдущее упражнение, но нападающий не знает, какая зона будет закрыта блоком. Нападающий получит задание провести удар мимо блока в любую зону. Т.о. у нападающего вырабатывает-ся умение быстро оценивать действия блокирующих и выполнять удары мимо блока.

11.Нападающий удар против группового блока в зависимости от действий защитника. Игроки выполняют удар из зоны 3 со второй передачи партнёра против тройного блока. На задней линии в зоне 6 противоположной стороны площадки находится защитник. Если он пошёл в перёд на страховку, то нападающий выполняет вытянутой рукой кистевой удар поверх блока в зону 6 лицевой линии. Если же защитник остался на месте, то нападающий выполняет такой же удар в зоны 4 или 2. Тактически правильные действия нападающего зависят не только от действий блокирующих, но и от действий защитника.

12. Нападающий удар с первой передачи или откидки в зависимости от действий блокирующих. Игроки с мячами располагаются в колонне по одному в зоне 3 на линии нападения, один игрок в зоне 2, так же на линии нападения. На противоположной стороне площадки в зоне 4 находится блокирующий. Из зоны 3 игроки выполняют передачу на удар в зону 2. Если блокирующий ставит блок, то игрок зоны 2 выполняет откидку, если же блока нет, то он производит удар.

Игрок зоны 2 должен быть нацелен на удар, а для этого ему необ-ходимо выходить лицом к сетке. Откидка может выполняться как лицом к сетке, так и боком.

Высота откидки и темп выполнения упражнения должны быть такими, чтобы блокирующий не успел вторично поставить блок на удар с откидки.

13.Нападающий удар с первой передачи, «обман» или откидка в зависимости от действий блокирующего и защитника. Игроки с мячами располагаются так же , как в предыдущем упражнении. Нападающий находится в зоне 4. На противоположной стороне площадки в зоне 2 -блокирующий и в зоне 1- защитник.

Начало упражнения аналогично предыдущему. Действия напада-ющего зоны 4 зависят как от действия блокирующего, так и от действий защитника. Если ему не ставится блок, то он выполняет силовой удар в зону 1, если же блок поставлен, то нападающий выполняет откидку игроку зоны 3 или в зависимости от действий защитника производит тихий удар в зону 1.

Это упражнение развивает у игроков способность видеть действия как блокирующих, так и игроков задней линии.

 

Подвижные игры на учебно-тренировочных занятиях по волейболу

Тренер-преподаватель по волейболу

Чухно Н.И.

2012 год

Обучать играть в волейбол необходимо начинать постепенно, начиная с подвижных игр. За счёт использования большого арсенала различных подвижных игр можно постоянно расширять вариативность многоплановых тактических действий и формируемых навыков, и именно через игру пытаемся развивать самостоятельную деятельность обучающихся, способствующую их всестороннему развитию, формированию и сплачиванию коллектива, созданию положительного эмоционального настроя. Стремимся, чтобы игра всегда выступала одновременно как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, игра обязана дарить детям сиюминутную радость, с другой — она всегда должна быть направлена в будущее, должна моделировать какие-либо жизненные ситуации.

Убыстрение темпа современной жизни ставит задачу более активно использовать игру для воспитания ребят. Сейчас очевидно, как никогда, что игры необходимы для обеспечения гармоничного сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок, обеспечения комфортного состояния.

Подвижные игры включаю во все части тренировочного занятия. Если включаю подвижные игры в основную часть занятия, то эта игра содержит элементы техники данного вида спорта. Когда подвижные игры включены в заключительную часть, то они снижают мышечное напряжение, восстанавливают дыхание и кровообращение, создают бодрое настроение. К таким играм относятся: «Падающая палка», «Летучий мяч», «Защита булав» и другие. Эти игры небольшой подвижности и в то же время способствуют закреплению обучающимися отдельных элементов, если методически правильно использованы. Подвижные игры, также как и спортивные, используем для решения образовательных, воспитательных, оздоровительных задач, они развивают у юных волейболистов настойчивость, смелость, решительность, инициативу, сообразительность и мышление.

В спортивных играх продолжается закрепление и совершенствование естественных навыков в беге, прыжках, метаниях; воспитываются такие физические качества, как выносливость, быстрота, ловкость, сила, коллективизм, честность; оказывается содействие нормальному формированию и развитию организма детей, укреплению их здоровья.

В спортивно-оздоровительных группах развиваю способность у ребят объективно распределять товарищей по командам, уметь организовывать действия своей команды, проводить подвижную игру, самостоятельно использовать судейские навыки. В этих группах продолжается совершенствование физических и морально-волевых качеств, особое внимание уделяю развитию силы в сочетании с ловкостью и быстротой, ориентировке в сложных условиях игры. Здесь начинается овладение элементарными навыками владения мячом, необходимыми для изучения волейбола.

Игры для спортивно-оздоровительных групп:

  • с элементами бега: «Бег за флажками», «Круговая эстафета», «Перебежка с выручкой»;

  • с метанием, передачей и ловлей мяча: «Перестрелка», «Пионербол», «Защита укреплений»;

  • с прыжками: «Прыжок за прыжком», «Удочка командная», эстафеты с прыжками;

  • с элементами сопротивления: «Тяни в круг», «Бой петухов», «Перетягивание в парах».

Эти подвижные игры использую также в целях освоения техники и тактики спортивных игр.

В группах начальной подготовки в подвижные игры ещё больше включаю элементы спортивных игр, гимнастики и лёгкой атлетики. Повторяются и усложняются игры, изученные в предыдущий год:

  • игры с элементами баскетбола и ручного мяча — типа эстафет, борьбы за мяч между командами: «Мяч капитану», «Пионербол», «Мяч ловцу», «Борьба за мяч»;

  • игры с элементами волейбола типа встречных и линейных эстафет с передачей мяча по кругу: «Пасовка волейболистов», «Летучий мяч», «Встречная волейбольная пасовка над сеткой»;

  • игры с прыжками — командные соревнования в прыжках с места в длину: «Челнок» и другие;

  • игры с элементами сопротивления: «Перетягивание через черту», повторение изученных ранее игр.

Средства, при помощи которых устанавливаю возможность усиливать или уменьшать темп игры, её общую подвижность и её эмоциональность:

  • установление кратковременных перерывов или проведение игры без перерывов;

  • увеличение или уменьшение времени на перерывы в игре;

  • увеличение или уменьшение количества повторений игры или её отдельных эпизодов;

  • увеличение или уменьшение общего времени на игру;

  • удлинение или сокращение дистанций для перебежек, расширение или сокращение общего участка для игры; облегчение или уменьшение (или осложнение и увеличение) количества препятствий; облегчение или увеличение веса передаваемых (перебрасываемых) предметов;

  • увеличение или уменьшение числа игроков в командах или играющем коллективе; проведение групповых игр со всеми участниками (например, в одном круге) или разделение играющих на две или несколько подгрупп, в каждой из которых одна и та же игра ведётся самостоятельно (например, в трёх отдельных кругах).

Движение плюс эмоции снимают многочисленные стрессы, оказывают благотворное влияние на обмен веществ, тренируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, одновременно развивая и совершенствуя мышечный и опорно-двигательный аппарат.

Использование подвижных игр благотворно воздействует на умственные способности. Улучшаются такие параметры, как память, сообразительность, быстрота реакции и концентрация внимания. Причина — в улучшении циркуляции крови к мозгу, которая повышает эффективность работы центральной нервной системы.

Игры помогают решать важные социально — педагогические задачи, прежде всего, способствуют созданию коллектива. Коллективное начало подвижных игр формирует и положительные черты характера школьников, повышает уровень их нравственных качеств. В процессе регулярного участия в играх воспитывает способность наиболее полно оценивать достигнутое в игре, что чрезвычайно важно в общем воспитательном процессе.

Передача мяча сверху двумя руками на месте, после перемещения.

Данный технический приём изучается с первых занятий, где идет освоение техники передачи мяча сверху двумя руками на месте, затем начинается изучение, закрепление и совершенствование техники передачи мяча после перемещений. В ходе обучения обращаю внимание обучающихся на быстроту, четкость и своевременность выхода к мячу. Совершенствованию данного приема на занятиях способствуют игровые упражнения, подвижные игры:

«Точно водящему». Обучающиеся стоят по кругу, в середине которого 1-3 водящих с мячами. Они по очереди набрасывают мяч игрокам, перемещающимся по кругу приставными шагами. В момент получения мяча сверху двумя руками, точно передать (возвратить передачей) мяч водящему.

«Свеча».На площадке наносят круг диаметром 2 м, в центре его мяч. Игроки, расположившись в колонну по одному, по очереди входят в круг и выполняют десять передач мяча сверху двумя руками над собой. Каждую передачу выполняют на высоте 3м. За недостаточную высоту передачи и за выход из круга игроки наказываются штрафным очком. Побеждает игрок, у которого меньше штрафных очков.

«Эстафета парами». Игроки двух команд распределяются парами и выстраиваются перед линиями старта. В руках у игроков первой пары мяч. По сигналу они начинают продвижение вперед, делая друг другу передачи, пересекают линию финиша (противоположный конец площадки) и, не переставая передавать мяч, друг другу, возвращаются обратно к своей колонне. Эстафету принимает вторая пара, а закончившие упражнение занимают место в конце колонны. Падение мяча на землю, а также ошибки при передачах учитываются и влияют на успех команды.

Приём мяча снизу двумя руками на месте, после перемещения.

Техника выполнения этого игрового приёма на месте, также как и передачи мяча, сверху двумя руками изучается с первых занятий, поэтому технология обучения приёму мяча снизу двумя руками после перемещения аналогична рассмотренной выше. Из подвижных игр используются «Кто точнее?» и «Обстрел чужого поля».

«Кто точнее?». Каждая из команд выстраивается в колонну по одному в5 мот стены, на которой в3 мот пола нарисован квадрат 2х2 м. Игроки по очереди выполняют передачи мяча снизу (сверху) двумя руками, стремясь попасть мячом в квадрат, затем уходят в конец своих колонн. Побеждает команда, попавшая в квадрат большее число раз.

«Обстрел чужого поля». На боковых линиях волейбольной площадки наносят два круга диаметром два метра один напротив другого. Поочередно игроки входят в круг и выполняют передачу мяча двумя руками снизу или сверху, стараясь попасть в противоположный круг. Если мяч летит мимо круга, игрок получает одно штрафное очко. Игра ведется на время. Побеждает игрок, набравший наименьшую сумму штрафных очков.

Прямой нападающий удар после подбрасывания.

Нападающий удар является очень сложным техническим приемом. Современный волейбол не может существовать без этого технического приема. Обучение этому приему я начинаю ударами по мячу с места, возле стены в пол расстояние от стены 3-4 метра. После этого переходим нападать к сетке. Сначала с места в прыжке, потом с двух шагов разбега. Обучающиеся быстро осваивают этот прием, когда используется наглядность: фотографии, плакаты, видеосъемка, и.т.д.

«Точный нападающий». Группа делится на две команды. Одна команда располагается в колонне по одному по направлению к сетке в 4 зоне, другая на противоположной стороне площадке во 2 зоне, в 3 зонах у двух команд лежат обручи в них лежат, мячи ровно столько, сколько игроков в команде. Играющие по очереди становятся в 3 зону и набрасывают мячи для нападения своим игрокам, каждый игрок выполняет нападающий удар, через сетку стараясь попасть в площадку, Считается количество точных попаданий, чья команда больше попадет. Все игроки делают по одному удару, после этого набрасывающего меняет следующий игрок. Можно проводить в виде эстафеты.

«Подай и попади». Игроки двух команд располагаются на своей половине площадки вначале в 4 –5 м. от сетки. У каждой команды по 5 – 7 мячей. По сигналу тренера игроки обеих команд поочередно выполняют подачи, стремясь попасть в пределы площадки команды соперников. Игроки, ожидающие своей очереди, собирают мячи и направляют их к месту подачи. Если у игрока подача не получилась, ему предоставляется ещё одна попытка, если на этот раз он ошибся, то подача считается не выполненной и игрок получает штрафное очко. Побеждает команда, у которой на счету окажется больше точных подач.

«Двадцать пять». Игра получила название от ведение счета в правилах волейбола. Раньше если игрок не подал подачу, то считалась потеря подачи, а сейчас по новым правилам волейбола, команда теряет очко. И поэтому при разучивании любой подачи детям приходится напоминать об этом очень главном моменте. Игра похожа на игру «Подай и попади». Каждый игрок, попавший мячом на другую сторону площадки, приносит одно очко своей команде. Команды подают подачи по очереди. В командах должно быть одинаковое количество участников. Команда, набравшая быстрее 25 очков, считается победителем.

Нижняя прямая подача.

Этот прием изучают после овладения нижней боковой подачи. Обучение технике нижней прямой подачи начинаю с имитации движений без мяча. Затем в парах производят подачу мяча партнеру и, наконец, осваивают подачу мяча через сетку высотой2 м, находясь от неё в4 м. Постепенно подающие в процессе закрепления навыка отходят от сетки, приближаясь к месту подачи у лицевой линии на расстоянии9 м.

«Снайперы». Команды располагаются в шеренгах на лицевых линиях волейбольной площадки. Игроки обеих команд по очереди выполняют по пять подач, стремясь попасть в квадраты с цифрами от 1 до 6 и набрать наибольшую сумму очков. Если мяч попал в квадрат с цифрой 6, игроку начисляют 6 очков и. т д. Побеждает команда, набравшая большую сумму очков. При ошибках мяч переподавать не разрешается.

«Сумей передать и подать». Играющие выстраиваются в две колонны в3 мот стены и соревнуются в передачах в стену и в подачах на точность. По сигналу 1 номера выполняют по 10 передач двумя руками сверху (снизу) в стену, после чего бегут на свою половину площадки и производят по 3 подачи. Как только первый номер Игроки, ожидающие своей очереди, собирают мячи и доставляют их к месту подачи. За правильно выполненные передачи игроку начисляют одно очко, подачи 3 очка. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.

Приём мяча с подачи.

Закономерно, в методическом плане на занятиях обучения введению мяча в игру нижними боковой и прямой подачами учить и приему мяча, так как без подачи и приёма мяча с подачи не бывает игры. Этому техническому приему следует обучать после того, как обучающиеся освоят передачу мяча снизу двумя руками на месте и после перемещения. Техника выполнения приема мяча с подачи в основном зависит от траектории и скорости полёта мяча. Определив направление, траекторию и скорость полета мяча, учащийся должен, быстро переместится к месту его предполагаемого падения, и принять исходное положение: ноги согнуты в коленных суставах, одна несколько впереди, туловище наклонено вперед, руки сложены в замок, выпрямлены и направлены вниз вперед. Мяч принимают на предплечья, ближе к кистям, ноги и туловище при этом последовательно выпрямляют. За счет согласованного движения ног, туловища и рук вперед-вверх мячу придают нужное направление. При закреплении и совершенствовании этого технического приема мы используем упражнения в приеме нижней прямой подачи в разных зонах, а также подвижные игры «Сумей принять», «Кто лучший».

«Сумей принять». Игроки в парах располагаются на боковых линиях волейбольной площадки напротив друг друга. По команде игроки одной команды посылают мячи партнерам другой команды, которые стремятся принять мяч и отправить его в обратном направлении. Каждый выполняет по 10 подач одним из изученных способов, затем игроки меняются ролями. В каждой паре побеждает тот, кто большее количество, раз принял мяч без ошибки.

«Кто лучший?».Трое игроков располагаются на задней линии в зонах 5, 6 и 1. Каждый принимает по 10 подач. За прием мяча начисляют очки: 2-при ошибке на приеме; 3-прием без технической ошибки; 4-прием без ошибки, мяч доведен в зону нападения; 5-дана хорошая передача сразу на удар. После приема 10 передач игроки меняются зонами. Побеждает игрок, набравший наибольшую сумму очков.

Игра в «Пионербол»(15 мин). Мяч в игру вводят нижней прямой подачей. Свободные от игры ученики сдают контрольные нормативы по ОФП: Прыжки со скакалкой за 1 мин; поднимание туловища за 30 сек.

В процессе игры в волейбол для обучающихся характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока. Условия игровой деятельности приучают занимающихся: подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели; действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы; постоянно следить за ходом игры, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения.

В целом предложенная технология проведения тренировок игровой направленности позволяет раскрыть неиспользованные резервы тренировочного процесса, повышать эффективность обучения волейболу.

Литература.

Железняк Ю.Д. Подготовка юных волейболистов.- М.: Физкультура и спорт, 1998.

Клещев Ю.Н., и Фурманов А.Г. Юный волейболист. – М.: Физкультура и спорт, 2006.

Маркосьян А.А. Вопросы возрастной физиологии. — М.: Просвещение, 1999. — 138 с.

Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры — М.: Физкультура и спорт, 2001.

— 543 с.

Фурманов А.Г. Начальное обучение волейболистов. .- Минск. 1999.

 

© 2014 Разработка и продвижение сайтов: КомпАС

Наверх